Версия для слабовидящих
Главная » Статьи » Мои статьи

Трудные взаимоотношения с взрослыми детьми.

Одной из проблем, с которыми приходиться сталкиваться психологу в процессе консультации – жалобы родителей на трудные взаимоотношения с взрослыми детьми. О чем говорят родители? Приведем несколько примеров. «Я ничего не знаю о нем», «Я совершенно ее не понимаю», «Он (она) не доверяет мне и совсем ничего не рассказывает» или: «Она постоянно мне грубит и ни в чем со мной не считается», «Он совершенно не помогает мне по дому», а вот еще: «Мой сын бросил институт, я не знаю, что делать!», «У моей дочери очень плохие отношения с мужем, как ей помочь?».

         Надо сказать, что очень часто за переживаниями об отсутствии контакта, тревогами и страхами родителей стоит доминантная, опекающая позиция родителя к ребенку. Это стремление руководить и давать советы, не обращая внимания на истинные потребности ребенка. И, обратите внимание, на то, что речь идет о детях, которым 20, 30, а в некоторых случаях и 40 лет! И что же удивляться когда этот уже взрослый человек желает быть независимым и, к сожалению, не всегда в приятной для родителей форме пытается донести до них это свое желание? И такие особенности поведения как скрытность, резкость, невнимательность говорят о попытке избежать контроля и опеки взрослых.

         Перечислим типичные ошибки, которые совершают взрослые при общении со своими детьми.

  1. Родители занимают позицию единственно знающего и понимающего учителя. При этом не допускаются какие-либо иные точки зрения и варианты.
  2. Воздействие родителя на ребенка прямое, и, часто с негативными примерами и высказываниями («Ну почему ты всегда опаздываешь!», «Все твои одноклассники уже заканчивают институт, а ты никак не определишься!»).
  3. Недоверие к ребенку. Низкая оценка его способностей и возможностей («Он у меня такой несамостоятельный», «Она без меня ничего не сделает»).

Какие изменения в поведении родителей могут помочь улучшить взаимоотношения с ребенком? Первым и самым важным на наш взгляд является установление доверия. Несколько примеров: «Я подумал и решил, что выбор института – это твое личное дело, ты уже взрослый человек и можешь сам это решить», «Знаешь, дочь, ведь, в конце концов, это ты выбрала себе в мужья этого человека и только тебе решать какие у вас будут отношения», «Это твои друзья, и ты сам можешь выбирать, когда и сколько с ними общаться». Важно чтобы эти действия не выглядели как подачка -  «Делай что хочешь!», а являлись истинным выражением доверия и уважения к своему ребенку. Только имея доверительные отношения, родитель может оказать какое-то влияние и уберечь ребенка от опрометчивых поступков. И еще очень важное изменение в поведении – нужно говорить о своих чувствах и переживаниях. Вместо «Не смей идти на эту работу» сказать «Я так боюсь, что эта работа будет не интересной для тебя, и ты разочаруешься». Удивительно, но если суметь раскрыть свои чувства, то могут открыться и переживания ребенка. И, разобравшись в них, родитель, возможно, избавится от потребности постоянного контроля, и перестанет тревожиться  по любому поводу.

 

                                                                  Психолог Татьяна Валентиновна Иншакова

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (22.05.2016)
Просмотров: 503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar