Версия для слабовидящих
Главная » Статьи » Мои статьи

Виды насилия

 

Мы привыкли думать, что дети являются для взрослых величайшей ценностью, предметом неусыпной заботы и внимания, «цветами жизни», что всё лучшее у нас отдаётся детям. Однако также для нас привычна мысль, что дети – наша собственность, и до совершеннолетия мы можем полностью распоряжаться их судьбой, их душой и телом. Если подумать, то можно ужаснуться, как часто маленьких, беззащитных созданий, временно доверенных нам для бережной опеки, взрослые подвергают унижениям, боли, страху, чувству ненужности, опасности, незащищённости.

О насилии над несовершеннолетними впервые в мировой практике всерьёз заговорили в 1961, когда на ежегодном собрании Американской академии педиатрии врач Генри Кемпе заявил о «синдроме избитого ребёнка». В своей работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привёл статистические данные о распространении насилия над детьми в США.

После того, как была установлена природа так называемых «необъяснимых повреждений» у детей, к жестокому обращению были отнесены и другие виды насилия над несовершеннолетними, в том числе: сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребёнка. Во второй половине ХХ века на Западе сложилась самостоятельная научная дисциплина валейнсология, изучающая насилие, с отдельными направлениями: социологическим, психологическим, юридическим, международным.

Говоря о насилии по отношению к несовершеннолетним, часто упоминают два основных понятия: собственно насилие (насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которым кодируются документы лечебных учреждений в России.

Насилие может иметь вид физического, психического, (эмоционального и вербального), и сексуального. Эти виды насилия включают широкий диапазон различных действий.

1) Физическое насилие – это нанесение физических повреждений несовершеннолетним или риск таких повреждений.

2) Психологическое насилие – это постоянно повторяющиеся унижения, оскорбления, издевательства или терроризирование (угрозы, подвергание опасности) детей и подростков. Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вербальное насилие (по способу нанесения травмы). Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кличек, оскорблением, угрозой физической расправы или ущерба, криком и проявлением гнева, отказом во взаимоотношениях (эмоциональная и вербальная изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек выполнять не хочет.

3). Сексуальное насилие – это сексуальное поведение взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в сексуальные действия, или сексуальная эксплуатация несовершеннолетних. Сексуальное насильственное поведение может включать другие действия, кроме изнасилования. Его диапазон широк и включает нежелательные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные замечания, эксгибиционизм; нежелательные прикосновения и ощупывание частей тела; вуайеризм (подглядывание); обман (особенно в отношении детей и подростков) и запугивание, шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда семье, друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообщение информации, несоответствующей возрасту, и инцест; демонстрация порно и развратные действия, а также непристойные телефонные звонки. Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.

4). Пренебрежение нуждами детей - это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребёнка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребёнка или создающее серьёзный риск этого. Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение – это постоянное невыполнение родителем или лицом, его заменяющим, минимальной потребности ребёнка в поддержке, внимании и любви.

Насилие – это также пренебрежение родителей своими обязанностями, невнимание, эмоциональная холодность, грубость по отношению к детям и подросткам, унижение человеческого достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных переживаний.

Жестокое обращение с несовершеннолетними – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти, либо угрожают правам и благополучию несовершеннолетнего.

Как правило, ребёнок-жертва насилия страдает одновременно от нескольких форм насилия. Исследования учёных показали, что только 5% подвергающихся насилию детей страдают от одного вида насилия. Остальные 95% жертв подвергаются одновременному воздействию нескольких форм насилия.

Степень тяжести последствий перенесённого насилия зависит от тяжести самого насилия. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к несовершеннолетним.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы и повреждения, различные соматические и нервные нарушения. К ближайшим последствиям относятся также острые психические расстройства в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги или гнева. У подростков возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдалённых последствий насилия над несовершеннолетними выделяют нарушения физического и психического развития, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

 

Ф.М.Достоевский говорил устами Ивана Карамазова: «когда это маленькое существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками… От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка…». Если представить, сколько в один только этот момент мучимых взрослыми детей стонут и плачут от боли, обиды и унижения, если вообразить, что этот общий крик души станет слышен всему миру, покажется абсурдным, что мы смеем называться взрослыми, носим гордое звание людей. Нам кажется, что мы не имеем отношения ко всем этим страшным вещам, они творятся где-то в неблагополучных семьях, в криминальной среде. Но каждому взрослому стоит задуматься, не ломаем ли мы юную хрупкую душу, доверенную нам, чтобы оградить от всякого зла. Не причиняем ли мы сами зло своей холодностью, невниманием, родительским деспотизмом или наоборот, попустительством. Потому что это тоже насилие.

Специалист по социальной работе Борисова И.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (11.05.2018)
Просмотров: 702 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar