В раннем детстве ребенок растет и развивается стремительными темпами. Всего за 4 - 5 лет тело новорожденного по своим пропорциям приближается к телу взрослого. Внутренний мир ребенка также подвержен постоянным изменениям. Для того, чтобы справляться с эти изменениями, ребенку нужна хотя бы внешняя стабильность. Зачастую, именно поэтому дети сопротивляются любым изменениям и демонстрируют привязанность к своим старым игрушкам, вещам, комнате и дому, к людям, которые их окружают. Ощущение стабильности у ребенка могут поколебать любые перемены в семье и квартире, а тем более, переезды в другой город, смены школы или развод родителей. Реакцией на эти изменения могут быть возникновение тревоги, страхов. Другим источником тревоги может стать любая непредвиденная эмоция взрослого или поведенческая нестабильность, свойственная, к примеру, родителю-алкоголику.
Взрослые, к сожалению, не всегда обращают внимание на то, что любые, а особенно серьезные, перемены являются для ребенка значительным стрессовым фактором. Ребенок, не способный справиться со стрессом, вызванным новизной ситуации, может заболеть, стать капризным или подавленным. Далеко не все дети способны объяснить своим родителям, чем именно вызваны их капризы или внезапно возникшие страхи. Родительская эмоциональная поддержка, семейные традиции и ритуалы способны значительно снизить тревогу ребенка перед новым.
Острота реакции на изменения зависит от личностных особенностей ребенка. Чем боле тонко организован ребенок душевно, чем более интеллектуально и эмоционально развит, считают психологи, тем сложнее для него пережить ситуацию потери стабильности.
Эмоциональная нестабильность родителей, в особенности матери, значительно отягощает развитие ребенка, поскольку он пребывает в состоянии постоянно действующего стресса, и вынуждает его тратить все свои силы на приспособление к значимому для него взрослому. Все меньше психических сил остается у ребенка на развитие, поскольку значительная часть их расходуется на адаптацию.
Нестабильность могут создавать и постоянно меняющиеся, как правило, в сторону повышения, требования родителей, их постоянное недовольство успехами ребенка. Это характерно для семей, где родители ориентируются не на возможности и способности ребенка, а, в большей степени, на «требования времени» и собственные амбиции, ожидая от детей быстрых и более высоких, чем у сверстников, результатов. В этом случае все силы ребенка будут уходить не на развитие, а на сопротивление и попытки с помощью защитных механизмов обеспечить себе хоть какую-то стабильность и безопасность.
Принятие родителем потребности ребенка в стабильности позволяет малышу осуществлять свои постоянные внутренние перемены. Осваивая мир и себя в этом мире, он тратит собственные психологические ресурсы не на обеспечение постоянного собственного приспособления к непредсказуемо изменяющейся ситуации, а на собственное развитие и изменение.
Чайка Раиса Петровна
психолог ГБУСО МО «Химкинский Кризисный центр помощи женщинам «Спасение», кандидат психологических наук